Школа-музей "Литос-КЛИО". Музей камня г. Иваново

Школа-музей "Литос-КЛИО"

Музей камня

Планетарий

Общество любителей камня

Экспедиции

Публикации

Астрономия

Метеориты

Краеведение

Мегалиты, культовые камни и сооружения

Языкознание и литературоведение

Фотоальбом

Мир глазами любителей камня

Выставки

Коллекции

Библиотека

Юмор

Форум

Ссылки

Новости

Объявления

 

Преданья старины глубокой...

2 августа нашему городу исполнился 131 год. Однако корни биографии Иванова уходят вглубь столетий. В 1959 г. на территории парка им. В.Я. Степанова нашли мотыгу, возраст которой - десять тысяч лет. Следовательно, следы первоначального населения на территории Иванова относятся к VIII-VI тысячелетиям до н.э. В районе Соснева и Рылихи в 1929 г. были найдены каменные топоры фатьяновской культуры (III-II тыс. до н.э.). Эти древние племена жили патриархально-родовым строем, занимались охотой, рыболовством, скотоводством.

На территории Вознесенского посада в районе ул. Батурина в древности находились несколько курганов, которые имели общее наименование "Быки". В 1863 г. известный владимирский археолог К.Н. Тихонравов раскопал 54 кургана. Здесь были найдены несколько захоронений, причем в мужских лежали топоры, некогда снабженные длинными деревянными рукоятками, остатки кожаных поясов и ножи. Рядом с женскими скелетами лежали кольца, стеклянные бусы, медные подвески и браслеты. Такие же курганы находились на Мельничной улице (пр. Ленина) на возвышенности над спуском к реке, однако по свидетельству Я.П. Гарелина они были разрушены еще в начале XIX века при строительстве домов. Вещи из курганов были датированы XI-XII веками н.э. В этот период на территории современного Иванова жило племя меря (меряне), принадлежащее к финно-угорской группе народов. Одновременно происходила колонизация Верхнего Поволжья новгородскими славянами с севера и кривичами с запада. Постепенно славяне ассимилировали мерян. Память об их культуре сохранилась в топонимах: Кохма, Молохта, Ухтохма и др.

Первые ближайшие к Иванову славянские поселения располагались в районе Богородского, на берегу Талки, в Курьянове и на берегу Уводьского водохранилища. В дальнейшем наш край влился в Киевскую Русь, а когда она была раздроблена на княжества, оказался в границах Ростово-Суздальского, а затем в конце XIV века - Суздальско-Нижегородского княжества.

В родословной фабрикантов Гандуриных есть любопытная запись: "Время основания села Иванова в точности не известно, но уже в 1328 г. оно упоминается как деревня Ивань в духовном завещании Ивана Даниловича Калиты, сделанном при его отъезде в Орду. При Дмитрии Ивановиче Донском оно называлось сельцом Ивань, а при Василии Васильевиче Темном - селом Ивановом". К сожалению, эта запись не подтверждена никакими историческими документами.

И.И. Власов предполагал, что основание Иванова связано с переселением сюда выходцев из Великого Новгорода в 1480-е годы после похода Ивана III и в 1570-е годы после разгрома Новгорода Иваном Грозным.

В.А. Борисов в своей книге "Описание города Шуи и его окрестностей", изданной в 1851 г., указывал, что в XVI веке Иваново было государевым селом. В 1561 г. царь Иван Грозный подарил его как богатое имение братьям своей второй жены - князьям Черкасским. Однако Борисов не указал источник, откуда он взял эти сведения. Действительно, в 1560 г. в Москву приехал кабардинский князь Темрюк-мурза с дочерью Кученей. Красавица черкешенка понравилась царю, который незадолго до этого схоронил свою первую жену Анастасию. Однако девушка ни слова не знала по-русски и даже не была крещена. Пришлось обучать ее языку и христианской вере. После этого она приняла православие под именем Мария, а ее брат Салтан-мурза стал Михаилом. Воспитанная в горах Северного Кавказа, она с детства видела кровь и жестокость, привыкла к опасностям, могла ездить верхом, хорошо стреляла, владела холодным оружием, характер имела жестокий и мстительный. Поэтому Мария Темрюковна мало походила на роль московской царицы. Однако свадьба состоялась. Вероятно, царь хотел таким образом скрепить союз с кабардинскими князьями. Конечно, этот брак никому не принес счастья. Под влиянием жены Иван Грозный стал еще более подозрительным, везде видел измену и вскоре ввел опричнину.

Согласно церковному преданию в 1579 г. по инициативе князей Черкасских на окраине села (пл. Пушкина) был основан Покровский (Троицкий) мужской монастырь в память обретения иконы Казанской Божьей Матери.

Наконец, первый документ, где упоминается Иваново, датируется эпохой польско-шведской интервенции. Сторонник Лжедмитрия II суздальский воевода Федор Плещеев писал 17 февраля 1609 г. гетману Яну Сапеге: "Послал я от себя пана Мартына Собельского с казаками, да с ним же с Мартыном пошел Лисовского полку пан Чижевский с казаками. И божьею милостию на Волге город Плесо взяли, пришли назад, в Суздальский уезд, в старые таборы, в село Иваново-Кохму". В те годы Иваново принадлежало к Кохомской волости, то есть в административном отношении подчинялось Кохме.

Современная ул. Станко на старой карте называется Панская, а ее продолжение - Курень. Возможно, эти названия сохранились со времени пребывания в селе польско-казачьего отряда. В 1940 г. в реке Уводь был найден польский шлем начала XVII века. По мнению Л.А. Шлычкова улица Станко является самой старой улицей в Иванове.

Ни в одном из документов нет указаний на происхождение названия села Иванова. Действительно, такого рода топонимы очень широко распространены. Сейчас в Ивановской области около тридцати населенных пунктов имеют названия, в основе которых лежит имя Иван, в том числе три Иванова. По мнению В.А. Борисова село получило имя от древней часовни, а позднее церкви Иоанна Предтечи, однако существование церкви с таким названием не подтверждается. Другая версия, изложенная тем же автором, гласит, что название села пошло от церкви Иоанна Богослова, поскольку придел с таким названием существовал при древней Крестовоздвиженской церкви.

По мнению ряда современных исследователей название села пошло от имени первого жителя. В материалах по истории Покровского собора излагается предание, что село назвали Ивановом князья Черкасские в благодарность царю, пожаловавшему их вотчиной. А.Б. Дьяков, проведя математические расчеты, подтвердил последнюю версию.

Александр Тихомиров (2002 г.)


© "Литос-КЛИО"