Школа-музей "Литос-КЛИО". Музей камня г. Иваново

Школа-музей "Литос-КЛИО"

Музей камня

Планетарий

Общество любителей камня

Экспедиции

Публикации

Астрономия

Метеориты

Краеведение

Мегалиты, культовые камни и сооружения

Языкознание и литературоведение

Фотоальбом

Мир глазами любителей камня

Выставки

Коллекции

Библиотека

Юмор

Форум

Ссылки

Новости

Объявления

 

Загадки кочкаровского камня

Газета "Текстильщик на посту"Ранней осенью 2005 года нам, сотрудникам школы-музея "Литос-КЛИО", поступила интересная информация от главного редактора журнала "Наша Родина - Иваново-Вознесенск" Михаила Владимировича Смирнова. Зная по нашим публикациям, что мы интересуемся мегалитами и культовыми камнями, он обратился с просьбой помочь найти утерянный культовый камень, называемый им каменной бабой. Михаил Владимирович впервые увидел его, когда приезжал брать интервью у бригады косцов, заготовлявших сено на подшефных фабрике им. Зиновьева полях в районе бывшей деревни Кочкарово, что располагалась между Сидеевым и Полунихой Ивановского района. В фабричной многотиражке "Текстильщик на посту" №39 от 2 октября 1990 года Смирнов, тогда главный редактор этой газеты, опубликовал заметку "Вот так баба!" с фотографией этого камня. Внимание Смирнова на камень обратили косцы. Он сделал несколько снимков камня. В последующие годы Михаил Владимирович неоднократно приезжал к камню. Но, к сожалению, в начале 2000-х годов, в очередное свое посещение камня, он его не обнаружил.

Вот так баба!По словам Смирнова, камень стоял на берегу пруда у бывшей деревни Кочкарово. На камне было выбито человеческое лицо, скрещенные руки, изображение уточки. Нам была представлена всего одна фотография (фрагмент той, что была опубликована в газете) очень плохого качества. Остальные фотографии камня, как сообщил Смирнов, были утеряны.

Мы решили проверить данное сообщение и организовать экспедицию по поиску камня. Единственное, что нас смущало - район, о котором говорил Смирнов, всегда был плотно заселен, но никаких свидетельств о культовых камнях, кроме смирновского сообщения, зафиксировано не было. Отсутствовала информация и в других источниках.

Участники поисковых работПоисковые работы проводились в 2005, 2006 и 2009 году. Количество участников - от пяти до восьми человек. Данный регион был тщательно осмотрен и изучен. Мы нашли старый кочкаровский пруд, о котором говорил Смирнов, липовую аллею, остатки деревни (фундаменты, горелые бревна, кирпичи и т.д.). Важно отметить, что местность была осмотрена осенью и весной, когда отсутствие растительности позволяло тщательно исследовать территорию. Помимо самой деревни были обследованы близлежащие поля и кромки леса, а также заброшенные сады камвольного комбината. К сожалению, результаты поиска были отрицательными.

Параллельно с экспедиционной работой мы активно изучали другие источники и пытались найти как можно больше информации о деревне Кочкарово и близлежащем регионе.

Экономические примечанияПервое упоминание о деревне Кочкарово было обнаружено в Экономических примечаниях к Планам Генерального межевания 1790-х годов: в Кочкарове, принадлежавшем графу Петру Борисовичу Шереметеву, 17 дворов, 63 мужских душ и 58 женских.

Затем мы читаем в "Описании промышленно-торговых сел Иванова и Васильевского, составленные крестьянами - земскими вотчинных правлений. Часть 1. 1802 г. марта 20-26. Описание села Иванова с присельем. Ответы земского Ивановской вотчины С. Палыгина на вопросник, присланный из домовой канцелярии Н.П. Шереметева", где в "Ведомости №2 о селениях вотчины с данными о числе дворов, населении и его имущественном положении" приводятся следующие данные: Кочкарово расположено при прудке, в нем начитывается 8 деревянных домов, из них крытые дором 1, соломой 7; проживало по пятой ревизии 28 мужчин, 30 женщин (тягловых 16, бестягловых 12). Как видим, через несколько лет число дворов в деревне сократилось в два раза.

Кочкарово в Атласе МендеВ "Описании" дается значительный объем информации об этой территории: реки, болота, чем занимались крестьяне, какие в лесу росли ягоды и водились животные, число рекрутов, нищих, осужденных и многое другое. Кое-что представляло интерес и для нашего случая. Например, упоминание о 19-летнем жителе Кочкарова Григории Осипове, который был отдан в рекруты и на поселение "за грабеж на дороге посторонних людей", говорит о том, что дорога около Кочкарова уже в то время активно использовалась. Но, к сожалению, никаких сведений о культовых и примечательных камнях в районе деревни Кочкарово в этом "Описании" не приведено.

На карте из "Топографического межевого атласа Владимирской губернии" А. Менде (1850 г.) Кочкарово стоит на краю большого оврага, зона леса с востока подходит к самой деревне, дорога в сторону Кохмы располагается южнее современной и проходит через лес и деревню Тимошкино. Пруд из-за небольших размеров на карте не обозначен. Сама деревня по сравнению с описанием 1802 года выросла и стала двухрядной.

Тенденцию к росту деревни подтверждает и "Список населенных мест Владимирской губернии", изданный в 1905 году: 12 домов, 55 жителей.

Кочкарово на карте Генштаба РККАНа карте Генерального штаба Красной Армии (О-37-119) 1941 года в Кочкарове обозначено 17 домов. Следует обратить внимание, что на этой карте деревня подписана как Кочкарево, что совпадает с названием в заметке М. Смирнова в газете "Текстильщик на посту". 

В "Историко-статистическом описании церквей и приходов Владимирской епархии" (1898 г.) указано, что Кочкарово принадлежало к приходу села Стромихино.

Согласно решению Ивановского облисполкома от 12.12.1977 г. №21/16 деревня Кочкарово прекратила свое существование. А в 80-е годы рядом с бывшей деревней были организованы коллективные сады камвольного комбината, которые из-за сложной экономической ситуации в стране были заброшены в конце 2000-х годов.

Таким образом, за последние 200 лет местность в районе Кочкарова и близлежащих деревень всегда была относительно плотно заселена. А начиная с 1960-х годов, когда выросли города Иваново и Кохма, этот район стал излюбленным местом для отдыхающих, грибников и ягодников. Один из авторов статьи сам долгое время регулярно собирал в этом районе грибы и ягоды, а с конца 80-х годов водил сюда группы учащихся в учебные походы. Но никаких свидетельств о кочкаровской "каменной бабе" не встречалось.

Кочкарово на спутниковых снимкахВ этой связи интересно привести фрагменты переписки с одним из откликнувшихся на наши запросы в интернете о Кочкарове и камне. В.Е. Набилков из Иванова пишет следующее:

"У меня дед из Кочкарова (между Ломами и Кохмой). Информации по камню у меня нет. Но я спрашивал у отца (он в юности приезжал в гости к своей бабушке туда) и дяди (все детство там провел), и они ничего подобного припомнить не могут. Это по ситуации на 1950-60 годы. В начале 70-х деревни не стало. Я там был в начале 80-х, отец водил. У пруда я тоже ничего подобного не увидел. Дело в том, что садов там тогда не было, и отец показывал остов дома своей бабушки, а дом располагался у пруда" (сообщения за октябрь-ноябрь 2011 г).

Но в 2012 году Набилков прислал нам еще одно сообщение:

"В начале осени показал вашу интересную статью своему дяде, которому те места очень близки. Он вспомнил, что в конце 80-х (как я понял, годах в 88-90-м) ему звонил дальний наш родственник (из тех же мест) и сказал, что, собирая грибы у Кочкарова, на берегу пруда видел "камень здоровый на бабу вроде похожий". Родственника, к сожалению, нет уже в живых, так что уточнять не у кого и информации ноль. Дядя за давностью лет тоже больше ничего не припомнит".

Кочкаровский прудСогласно другому, устному свидетельству местных жителей (сообщила жительница Иванова и Ломов В.В. Соловьева), они, будучи детьми, ныряли с некоего большого камня в кочкаровский пруд.

Как видим, свидетельства жителей бывшей деревни Кочкарово противоречивы: одни утверждают, что некий камень был, другие утверждают, что на пруду возможно вообще никаких камней не было.

Кочкаровский прудАнализ топонимики деревень в данной местности также не выявил никакой информации о наличии здесь какого-либо культа камня. Единственное, что стоит отметить, что до нас не дошли названия местных оврагов, болот, урочищ, где возможно было упоминание камня. Название самой деревни может происходить либо от слов "кач", "качка" - топкое место, трясина, зыбкое болото, либо от слова "кочка" - бугорок, холмик на болоте ("кочкарник - нетопкое, просыхающее в жару болото с возвышенными кочками, на которых растет болотная трава, а иногда и ягоды", а также "кочкарьё, кочкари - кочковатое болотистое место" (Мурзаев Э.М. "Словарь народных географических терминов", 1984, с. 265, 297-298)). Оба варианта происхождения топонима напрямую связывают название деревни с окружавшими ее до сих пор существующими болотами. Кстати заметим, что в заметке Смирнова деревня, вероятно ошибочно, названа Кочкарево.

Кочкаровская каменная бабаТеперь проанализируем ту самую единственную фотографию, что сохранилась и была напечатана в газете "Текстильщик на посту". Утверждать о том, какая горная порода представлена, мы не можем ввиду черно-белого характера снимка и его низкого качества, но можно предположить по характерному выветриванию, что это гранитоид (из трех составляющих гранита слюда подвержена большему разрушению и оставляет специфические выщерблины). На снимке камень лежит и имеет приблизительные размеры одной из сторон относительно травы около 70 см. Судить об изображении лица по черно-белой фотографии, где всегда присутствует игра теней, довольно сложно, тем более у гранитоида, где сами составляющие имеют разные цветовые оттенки. Проведя маленький эксперимент (показ фотографии нескольким людям), мы получили противоречивые результаты: одни видят лицо на камне, другие - нет. К тому же по форме камень не подходит под классические каноны "каменных баб". Что касается изображений уточки и скрещенных рук, то на представленных снимках они не прослеживаются в принципе - информация о них только со слов Смирнова. Если бы это изображение действительно имело место быть, то можно было бы провести параллель с финно-угорской мифологией, в которой уточка - творец мира.

Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы. У нас нет причин не доверять сообщению Смирнова М.В., который многие годы занимается краеведением. Камень был. Но относительно изображения лица и тем более наименования его каменной бабой рассуждать сейчас, когда камень пропал, не имеет смысла. Собранный нами фактический материал положительного результата не дал. Судьба самого камня могла быть разной: от забутовки проходящей мимо бывшей деревни дороги до использования частными лицами камня в популярном сейчас ландшафтном дизайне. Поэтому в нашем каталоге мегалитов и культовых камней данный объект будет отнесен в разряд предполагаемых или спорных памятников мегалитической культуры ивановского региона.

Цель данной статьи - ввести в научный оборот вышеизложенную информацию. Если кто-то выдвинет другие гипотезы или тем более найдет сам камень, мы будем только приветствовать это.

Upd декабрь 2019 г. Эта статья была озвучена как доклад на II научно-практической конференции "Имя Ясюнинских в истории Кохмы, России и зарубежья" в г. Кохма Ивановской области 28 октября 2015 года и издана в сборнике материалов конференции на стр. 102-107. Доклад вызвал интерес, но дополнительной информации от кохомчан нами получено не было.

И вот в газете Ивановского района "Наше слово" № 49 от 10 декабря 2019 года опубликована статья Е. Пелевина "Величайшие шедевры в российской глубинке", в которой рассказывается о Николае Александровиче Ефремова, жителе местечка Коляново, художнике, скульпторе, мастере резьбы по капу и камню.

Н.А. Ефремов рядом со скульптурой каменной женщиныВ статье приведены слова Н. Ефремова о том, что когда-то давно он нашел рядом с деревней Кочкарово огромный трехметровый валун и решил высечь из него скульптуру. Так как камень был слишком тяжелым, мастер работал на месте. Несколько раз он приходил к камню и трудился над образом женщины, а когда закончил работу, несколько раз приходил любоваться ею, но потом это случалось все реже и реже, пока Ефремов не забыл о ее существовании. А потом он увидел в местной прессе статью о кочкаровской "каменной бабе", о том, что это домонгольский мегалитический памятник, требующий дальнейшего изучения. Ефремов узнал по фотографии свое творение, но ничего никому не сказал. А потом камень пропал. В статье Е. Пелевина приводится хранящаяся в архиве мастера фотография этого камня, которая была сделана в конце 1970-х годов.

Сравнение скульптуры Ефремова и кочкаровской бабыЕсли сравнить изображение камня на фотографии, где Ефремов сидит на камне и держит молоток, с тем изображением, что приведено в заметке М. Смирнова и, к сожалению, плохо читается, то можно увидеть полное сходство. На обоих изображениях слева от лица есть выемка в камне, камень имеет край у верхней части лица, хорошо заметно совпадение бровей, глаз, широкого носа и губастого рта, справа от лица поверхность камня резко уходит вниз, под лицом видна глубокая впадина, уходящая к самому краю камня справа, а под ней - прижатая ладонь с сомкнутыми пальцами, обращенная относительно лица влево. Расстояния от глаз до рта и от рта до ладони на обеих фотографиях совпадают. Можно сделать однозначный вывод, что речь идет об одном и том же камне, об одном и том же высеченном изображении.

В устной беседе с Н. Ефремовым удалось выяснить, что камень находился на той стороне пруда, что ближе к дороге, что в то время, когда он работал над скульптурой, деревни уже не существовало. А сам камень пропал в 1990-е годы (Ефремов утверждает, что это случилось чуть ли не на следующий год после работы, то есть в начале 1980-х, но это противоречит описанному в статье Е. Пелевина и дате публикации заметки М. Смирнова в 1990 году, поэтому Ефремов может просто ошибаться за давностью лет).

Таким образом, данный объект, известный как "кочкаровская каменная баба", является ныне исчезнувшим произведением современного мастера Н.А. Ефремова, созданным в конце 1970-х годов, и не может более считаться памятником древней мегалитической культуры Ивановской области.

Андрей Лапыкин, Сергей Беляков (2012-2019 гг.)


© "Литос-КЛИО"