Школа-музей "Литос-КЛИО". Музей камня г. Иваново

Школа-музей "Литос-КЛИО"

Музей камня

Планетарий

Общество любителей камня

Экспедиции

Публикации

Астрономия

Метеориты

Краеведение

Мегалиты, культовые камни и сооружения

Языкознание и литературоведение

Фотоальбом

Мир глазами любителей камня

Выставки

Коллекции

Библиотека

Юмор

Форум

Ссылки

Новости

Объявления

 

Судьба коллекций Д.Г. Бурылина

Бурылинскому музею - 90 лет. Были в его истории взлеты и драмы. Сам музей - уникальное явление в культурной среде Иваново-Вознесенска. Он уникален как феномен, возникший в фабричном городе. Культурная атмосфера Иваново-Вознесенска, духовная жизнь его жителей складывалась своеобразно, практически не имея глубоких корней, не на базе высокой интеллектуально-художественной традиции, как во Владимире, Ярославле, Костроме, а в рамках культуры массовой.

Д.Г. Бурылин. Иваново-Вознесенск. 1910 г.Деятельность Д.Г. Бурылина по формированию музейной коллекции, а затем и музея, стала не только отправной точкой музейного дела в крае, но и новой, более высокой степенью развития духовной жизни земли ивановской.

Многие годы имя создателя музея не упоминалось, хотя музейные работники трогательно, во все периоды его истории, чтили память Д.Г. Бурылина. На моей музейной памяти чуть ли не впервые, посетители смогли увидеть его портрет в 1987 г. на юбилейной выставке, посвященной 10-летию музейного объединения.

История развития музея имеет несколько достаточно условных этапов:

- начало XX в. до 1917 г., характеризующийся накоплением музейных ценностей, созданием музея и его деятельностью при жизни Бурылина;

- от 1917 до 1929 г. Этот период характеризуется тем, что музейную деятельность пришлось вписывать в контекст целей и задач культурного строительства советского государства;

- с 1930 до 1977 г. - строительство краеведческого музея, комплектование фондовой коллекции материалами, отражающими историю советской России;

- с 1977 г. по 1997 г. создание музейного объединения на базе краеведческих и мемориальных музеев области;

- с 1997 г. продолжение децентрализации и самоопределения музеев, которое продолжается до настоящего времени.

Целью моего исследования является изучение темы о судьбе Бурылинской коллекции, которая длительный период времени уменьшалась в количественном составе, и данный факт воспринимается как драматическая страница в истории музея. В моем распоряжении были, в основном, документальные материалы научного архива, архива сектора учета.

Д.Г. Бурылина никогда не покидало беспокойство о судьбе родного музея. Ни городская дума, ни городская управа не оказывали помощи при создании и работе музея, хотя музей требовал больших средств, большого внимания, настоящей профессиональной работы. К сожалению самого коллекционера, его дети, уважая страсть отца к собирательству, не проявляли интереса к делу всей его жизни. Для многочисленных родственников Д.Г. Бурылин был "Митькой, который все промотал".

Несмотря на это, в духовном завещании от 24 октября 1896 г. Д.Г. Бурылин пишет: "Означенное собрание впоследствии должно быть достоянием нашего родного города Иваново-Вознесенска и никогда не должно быть распродано или расхищено (приобреталось оно с большой нужной и трудами)".

Завещание Д.Г. Бурылина сохранить его уникальные коллекции было нарушено.

В ноябре 1917 года при Наркомпросе была организована Всероссийская коллегия по делам музеев и охране памятников искусства и старины. 25 апреля 1919 года в Иваново-Вознесенске был образован подотдел по делам музеев при местном Губернском отделе Народного образования и охране памятников искусства и старины, который принял на себя работу по сохранению и развитию музея, переименованного в Иваново-Вознесенский губернский музей. Члены подотдела осмотрели музей и определили главную задачу для его сотрудников на ближайшее время: систематизацию фондов, описание коллекций музея и перестройку его экспозиций с целью скорейшего его открытия для посетителей.

На этом же заседании Д.Г. Бурылину было предложено принять на себя обязанности главного хранителя и незамедлительно приступить к работе по составлению описей и каталогов музея (Научный архив Музея промышленности и искусства 182). Но деятельность Д.Г. Бурылина ограничилась небольшим отрезком времени. Уже в 1923 г. по доносу в его доме был произведен обыск. Его обвиняли в укрывательстве музейных коллекций. Против него была поднята "разоблачительная" кампания в газете "Рабочий край". В 1924 г. Д. Бурылина отстранили от должности. Вскоре он умер.

В начале 1920-х годов музейная коллекция начала энергично пополняться из складов реквизированного коммунальными отделами имущества. Особенно значительно пополняли музей предметами усадебно-помещичьего и фабрикантского быта: фарфором, хрусталем, бронзой, художественным металлом, мебелью, картинами.

Многое из того, что в музее было принято называть "старыми поступлениями" и относить к бурылинской коллекции, при изучении и документировании каждого музейного предмета имело совсем другой источник поступлений.

Так, например, мелкая фарфоровая пластика, которая приписывалась бурылинской коллекции, позднее была отнесена к музейной коллекции, попавшей в губернский музей из волжских усадеб, и, в частности, усадьбы "Студеные ключи", принадлежавшей Н.П. Рузскому. Известно, именно в "Студеных ключах" был организован склад, куда свозились конфискованные вещи и далее распределялись по музеям.

Знаменитые произведения Сергея Ивановича Грибкова "Владимир и Рогнеда", "Ревность Рогнеды" в музейную коллекцию попали из дома Марии Александровны Гарелиной в Воробьеве около 1919 г. и т.д.

Предметы культуры и быта дворянВ настоящее время, предметы из Бурылинской коллекции составляют около 250 тысяч единиц хранения, что составляет третью часть из всего музейного собрания.

Вольное перераспределение и передача музейных коллекций начинается с 1918 г.

В 1918 году для отдела юстиции было изъято 25 стульев работы фирмы "Тонет" (н/а 182).

В ноябре 1924 года школе №3 передана зоологическая коллекция из 205 предметов.

В 1926 г. в Юрьев-Польский музей передано 39 набоек, манерных и перротиновых досок, во 2-й отдел неналоговых доходов 296 предметов (одежда, столовое серебро).

Получил широкое распространение процесс передачи из музейных коллекций в Госфонд и другие центральные музеи (архив сектора учета). Только по четырем актам 1928 года было выделено для реализации через особую часть Госфонда около 2000 предметов (картины, ДПИ, скульптура).

В 1928 г. комиссией Госфонда и Московского ювелирного товарищества выделено для сдачи на склад "Рудметаллторга" 8470 грамм серебра, 1543 кг лома железа, 1410 кг лома чугуна, 379 кг лома меди и бронзы (архив сектора учета).

Существовала, сейчас кажущаяся странной, практика передачи музейных предметов в качестве реквизита для драмтеатра и музкомедии.

Директором музея был художник Аркадий Максимович Кузнецов, который проживал в здании музея.

В 1929 г. при передаче дел от Кузнецова новому директору Златоустовскому оказалась большая недостача предметов, что послужило причиной серьезной проверки со стороны Горфинотдела.

Комиссией были сделаны выводы:

- поступление музейных ценностей не заносилось в инвентарные книги;

- занесенные предметы не шифровались.

Было отмечено, что помещение музея не обеспечено от проникновения воров. Нижний этаж не имеет устойчивых решеток. Проход через туннель закрыт лишь тесовой перегородкой и стеклянной дверью. Были случаи воровства через проникновение в окно. Внешняя охрана ведется сторожем. Не упорядочен вопрос хранения ключей. В отделы допускались для работы лица в нерабочее время, без наблюдения сотрудников. Есть упоминание, что в нерабочее время заведующий музеем брал предметы без ведома завотделами (текстильный фонд). Рамы в витринах на выставке свободно открываются. В рабочее время наблюдение за отделами не везде обеспечено и были случаи, что при посещении одиночными посетителями, пропадали вещи из экспозиции.

Материалы в музей поступают от организаций, частных лиц и часто от ликвидированных церквей. Прием предметов производится завмузеем и хранителем. Имели место случаи, когда о принятом доводилось до сведения хранителя много позже или когда распоряжение хранителя о занесенных в инвентарь предметах отменялись и запись не разрешалась, иногда со ссылкой, что предмет получен лично для тов. Кузнецова (икона св. Серафима Саровского).

Епифан Васильевич КашинцевОтмечено, что убытие предметов производилось путем реализации в Госфонд и передачи школам. Имеется до 20 расписок, по которым роздана часть предметов организациям и частным лицам. Расписки датированы 1924-1927 годами, предметы обратно не получены.

Все имущество Бурылина, в основном мебель, осталось без ведомостей и актов сдачи. Актов приема тоже не было. Склады и туннель были переполнены экспонатами в хаотическом состоянии. Часть мебели не найдена.

Рекомендовано: Завмузеем Кузнецова снять с должности и привлечь к судебной ответственности (архив сектора учета).

В черновых описях, хранящихся в секторе учета много записей "похищено".

В 1930 г. около 1500 сургучных и мастичных оттисков передано в Эрмитаж. В этом же году отправлено на афинажный завод для переплавки 600 медалей, значков, орденов.

В 1932 г. в Эрмитаж передано 98 предметов (образцы тканей), в 1934 г. 13 набоек.

В 1933 г. в Госфонд выделено для реализации в магазин №15 г. Иванова 223 предмета.

На заседании президиума Областного исполнительного комитета г. Иванова 2 сентября 1930 г. решался вопрос о передаче из Областного музея восточной и масонской коллекций. Несмотря на то, что Облисполком был против решения Наркомпроса о передаче коллекций, они были переданы. Масонская - в Москву, в "Антиквариат" для экспорта (н/а 1651), где 1300 предметов масонской коллекции были проданы за 50000 рублей (№1923). 440 предметов - в музей Востока.

17 июля 1935 г. в Облисполком для оформления здания переданы скульптура купальщицы и 2 бронзовых фигуры (мужская и женская) (архив сектора учета).

В 1935 г. подобраны и переданы вещи археологического фонда в образцовую школу ФЗС для оборудования исторического кабинета (№1388). Выделено и передано музеем 98 предметов (текстильные образцы) Ростовскому музею (№1388).

4 сентября 1936 г. в Третьяковскую галерею на выставку были высланы картины Сурикова "Казак шайки Разина", "Голова смеющейся девушки", "Ассунта", "Портрет Ф.Ф. Пелецкого".

14 октября 1937 г. в музей г. Коврова было передано 15 предметов (головные уборы, доски, скульптура, возврат оформлен только на 1 предмет).

С конца 1930-х по 1950-е г.г. существовала практика выделения и уничтожения "политически вредных материалов". Таким образом, только в конце 1930-х годов из музея "ушло" не менее нескольких тысяч предметов.

В 1940-е годы поступления в музей сократились и приобретают случайный характер, выдача музейных предметов в другие музеи страны продолжается.

17 июля 1944 г. на выставку в Третьяковскую галерею передается картина Репина "Мужик с дурным глазом".

В 1945 г. произведена упаковка экспонатов археологической коллекции Греции и Рима, предназначенных для разоренных музеев Крыма в количестве 1507 единиц хранения и отправка их в Московское Госхранилище №1 (№801).

В Ильинский музей переданы 22 образца оружия, в 1956 г. еще 1326 предметов нумизматики.

В 1949 г. передана археологическая коллекция Новленского могильника Владимирскому музею по ордеру Управления музеев (архив делопроизводства №1).

В 1948 г. для этих же целей - картина Шишкина "Осень", в 1947 г. работы Саврасова "Летний вечер" и "Этюд".

В 1950-е годы процесс передачи музейных коллекций продолжается.

В 1953-1955 г.г. впервые за много лет проходит инвентаризация фондов. Проверено более 200 тысяч предметов.

Выводы:

- отсутствуют по ордерам и актам 8723 предмета;

- отсутствуют по предыдущим актам сдачи-приема фондов 3260 предметов;

- не найдено 215 предметов;

- выделены для списания, как пришедшие в негодность или утратившие музейное значение 15807 предметов;

- выделен в обменный фонд 79871 предмет;

- выделены в научно-вспомогательный фонд 10644 предмета;

- выделены в спецфонд 539 предметов;

- выделены в научный архив 850 предметов.

В 1956 г. профессор Быков из Эрмитажа отобрал 7112 восточных монет и "мордовок", 22 русские медали и 130 монет для Русского музея.

Произведена передача картин, якобы не имеющих музейного значения, в Областное управление культуры для использования их в культурно-просветительных учреждениях области (архив делопроизводства №15).

В 1958 г. выходит приказ Министерства культуры РСФСР №810 от 26.12.1958 г. "Об организации на базе художественных коллекций, находящихся в фондах Ивановского областного краеведческого музея и Государственного музея палехского искусства - Ивановского областного художественного музея". Копию данного приказа я нашла в секторе учета музея промышленности и искусства им. Д.Г. Бурылина. При этом было передано всего 13763 музейных предмета основного фонда, 2437 - научно-вспомогательного по 29 спискам. Есть два ордера на списание от 1962 года.

Из 13763 предметов основного фонда были переданы следующие коллекции:

- живопись русская - 274 ед.хр.

- живопись советская - 139 ед.хр.

- живопись иностранная - 27 ед.хр.

- мозаика - 3 ед.хр.

- живопись по фарфору - 4 ед.хр.

- рисунки, акварели, пастель - 473 ед.хр.

- гравюры и литографии - 8558 ед.хр.

- темпера (иконы) - 215 ед.хр.

- скульптура - 338 ед.хр.

- фарфор, фаянс, глина - 442 ед.хр.

- иконы и рельефы терракотовые - 11 ед.хр.

- хрусталь, стекло - 232 ед.хр.

- изделия из кости - 141 ед.хр.

- металл (посуда, женские украшения, пуговицы) - 1369 ед.хр., в том числе из драгоценных металлов - 556 ед.хр.

- художественные лаки - 104 ед.хр.

- мебель - 25 ед.хр.

- дерево - 45 ед.хр.

- археология - 2652 ед.хр.

- живопись, вернувшаяся из реставрации - 13 ед.хр.

- графика, вернувшаяся из реставрации - 52 ед.хр.

- поизведения Малютина М.И. и Грибова Е.А. с временного хранения - 16 ед.хр.

- разное - 1075 ед.хр. (курительные приборы, предметы декоративно-прикладного искусства, нумизматика, карты игральные 134 колоды, текстиль, оружие около 10 предметов, китайские столовые приборы, музыкальные инструменты и др.).

Передача в ИОХМ происходила согласно 29-ти коллекционным спискам в период с 14.12.1959 г. по 20.12.1960 г.

На списки №28 и №29 я не могла не обратить внимание.

Список №28 представляет собой перечень 39 живописных произведений разных авторов с формулировкой "картины малой художественной ценности, подлежащие передаче в культурно-просветительные учреждения". Часть произведений составляют живописные портреты фабрикантов Дурдиневского, Лопатина, Щапова, Гарелина, Буркова, Кокушкина, Меньшикова, Зубкова, Полушина, Напалкова, Витова, Дербенева, Куваева, Ямановского. Другая часть по данному списку составляют работы ивановских художников Секирина, Говорова, Нефедова, Малютина, Трубникова, Кузнецова (уточняю - бывшего директора), Колочкова и т.д. К счастью, можно с уверенностью сказать, что многое сохранилось. Портреты фабрикантов можно увидеть на экспонировании в настоящее время.

Список №29 представлял собой перечень 66 живописных произведений с формулировкой "картины, подлежащие списанию и уничтожению, как не имеющие никакого художественного и музейного значения". При этом в список №29 зачислены, в основном, работы известных авторов. Некоторые имена я назову.

Корыгин. Сталин - друг колхозников.

Секирин. Расстрел рабочих на приказном мосту.

Шевченко. Убийство Генкиной.

Чернов-Плесский. Проводы на фронт.

Трубников. В красном уголке.

Баранов. Пейзаж с прудом и часовней.

Говоров. Уборка картофеля.

Корин. События на Талке.

Щапов. Рабфаковка.

Ефимов. Пудель.

Сожгли эти работы или спрятали и сохранили, неизвестно. Необходимо доработать эту тему. Данные произведения могут всплыть и в фондах музея промышленности и искусства им. Д.Г. Бурылина, и в художественном музее. Но, судя по тому, что прецеденты такие есть, это возможно.

В 1982 г. в связи с созданием Плесского музея-заповедника из фондов Бурылинского музея были переданы 10461 предмет с формулировкой "непрофильные". Таковыми оказались монеты России и Западной Европы в количестве 10179, предметы религиозного культа 157 - иконы, в т.ч. финифть, медное литье, кресты, ткани - 13, графика - 112. Передача происходила на основании приказа Министерства культуры РСФСР №734-01-48/5-10 от 04.09.1981 г. Есть ордер на списание №3920 от 17.12.1982 г. Скорее всего, речь шла о том, чтобы увеличить фондовую коллекцию в связи с созданием музея-заповедника для подтверждения статуса музея комплексного типа.

Последняя передача датируется 1992-1993 г. - незначительное количество музейных предметов, имеющих культовое назначение в храмы и монастыри. Но этот процесс был характерным для всех музеев страны и области.

Несмотря на факт вольного перераспределения и передач бурылинских коллекций, особенно в 1930-1950-е г.г., известны случаи их возвращения. Подобные примеры есть. В основном, музейные предметы покупаются у частных лиц. В 1980-е г.г. в музей была передана коллекция медных нательных крестиков из Ивановской Успенской церкви, история которой связана с Д.Г. Бурылиным. В 1990-е г.г. в музей вернулась именная наградная медаль Д.Г. Бурылина за его участие в знаменитой Колумбовой выставке в Чикаго в 1893 г. Это и заграничный паспорт Д.Г. Бурылина, приобретенный в 2000 г. у частного лица Областным художественным музеем. Именно наличие этого заграничного паспорта дало импульс к созданию выставки "Паспорт Бурылина". Это и альбомы с фотографиями коллекций Бурылина, приобретенные в 2002 г. художественным музеем и послужившие основой для выставки "Альбомный формат". Главное, интересны они тем, что помогут "обнаружить" в фондовом собрании музея подлинные "бурылинские" предметы и узнать условия их поступления.

Это и старообрядческая старопечатная книга "Жития святых" 1759 г. с автографом и надписью Диодора Андреевича, что была приобретена им для единоверческой Благовещенской церкви. Она поступила в 1991 г. и экспонировалась в течение долгого времени на выставке "Таинственный мир редкостей и древностей" в музейно-выставочном центре.

Музейные работники хорошо знают легенду о каминных часах в стиле ампир, которые экспонировались в музее ситца. С ней была связана почти детективная история. В свое время эти часы были переданы в качестве приза за победу в футбольном матче одной из спортивных команд, о чем говорила гравированная табличка. Потом часы вернулись в музей.

"Всплывают" таким образом и книги из Бурылинской библиотеки, переданные в свое время нескольким учреждениям.

Задача будущего - создать виртуальный электронный каталог бурылинских коллекций, в т.ч. тех, которые хранятся в других музеях. Работа в этом направлении идет. Выпущено несколько CD-дисков, в т.ч. по редкому книжному фонду и образцам тканей.

Ирина Ермоленкова (2005 г.)

Иллюстрации

Д.Г. Бурылин. Иваново-Вознесенск. 1910 г.

Предметы культуры и быта дворян (серебро) XVII-XIX в.в. Из коллекции Бурылина. 1910 г.

Епифан Васильевич Кашинцев, сотрудник музея Бурылина, в зале масонской коллекции. 1910 г.


© "Литос-КЛИО"